Адрианопольский мирный договор
между Россией и Турцией

2 сентября 1829 г.

Адрианопольский мирный договор завершил русско-турецкую
войну 1828-1829 гг.
Выверено по изданию: Под стягом России: Сборник архивных
документов. М., Русская книга, 1992.
Статья IV
Грузия, Имеретия, Мингрелия, Гурия и многие области
закавказские с давних уже лет присоединены на вечные времена к
Российской империи; сей державе уступлены также трактатом,
заключенным с Персией в Туркманчае 10 февраля 1828 г., ханства
Ериванское и Нахичеванское. А потому обе высокие договаривающиеся
стороны признали необходимым учредить между обоюдными владениями
по всей помянутой черте границу определительную и способную
отвратить всякое недоразумение на будущее время. Равным образом
приняли они в соображение средства, могущие положить неодолимую
преграду набегам и грабежам сопредельных племен, доселе столь
часто нарушавших связи дружбы и доброго соседства между обеими
империями. Вследствие сего положено признать отныне границей
между владениями в Азии императорского российского двора и
Блистательной Порты Оттоманской черту, которая, следуя по
нынешнему рубежу Гурии от Черного моря, восходит до границы
Имеретии и оттуда в прямейшем направлении до точки, где граница
Ахалцыхского и Карсского пашалыков соединяется с грузинской,
таким образом, чтобы города Ахалцых и крепость Ахалкалаки
остались на север от помянутой черты и в расстоянии не ближе двух
часов пути от оной.
Все земли, лежащие на юг и на запад от вышесказанной
граничной черты к стороне Карсского и Трапезундского пашалыков с
большой частью Ахалцыхского пашалыка, останутся в вечное владение
Блистательной Порты; земли же, лежащие на север и на восток от
оной черты к стороне Грузии, Имеретии и Гурии, а равно и весь берег Черного моря от устья Кубани до пристани Св.Николая
включительно, пребудут в вечном владении Российской империи.
Вследствие того императорский российский двор отдает и возвращает
Блистательной Порте остальную часть пашалыка Ахалцыхского, город 107
Карс с его пашалыком, город Баязид с его пашалыком, город Арзерум
с его пашалыком, а также и все места, занятые российскими
войсками и находящиеся вне вышепоказанной черты.
www.hist.msu.ru/ER/Etext/FOREIGN/edirne.htm
СМ также
gerodot.ru/viewtopic.php?t=3166
и вот здесь, про русскую помощь султану Махмуду II и Хюнкяр-Искелессийский договор 26 июня (8 июля) 1833 г., по которому военная помощь России султану могла была быть вновь оказана по его просьбе и по которому султан обязался закрыть проливы для военных судов всех стран
vostlit.narod.ru/Texts/Dokumenty/Turk/XIX/Zapis...
А ведь именно в 1830-е вернулся похоже из Османской империи Умар Берсей да еще и стал российским военнослужащим...
"Сложность положения для Порты заключалась и в том, что в 30-е годы XIX в. все европейские державы, еще недавно перенесшие ряд революционных потрясений, боялись каких-либо военных осложнений на Востоке, могущих вызвать новые революционные взрывы в Европе. Эта боязнь привела к тому, что европейские кабинеты в течение многих лет подавляли все попытки, как султана, так и Мехмеда Али изменить существующее положение, утвержденное Кютахийским соглашением 1833 г. Поэтому султан Махмуд в 1834 г. приступил к учреждению постоянных турецких посольств в европейских столицах, чтобы добиться благоприятного разрешения турецко-египетского конфликта. Его побуждала к этому и надежда вернуть Алжир, оккупированный Францией в 1830 г. 6, а также и другие внешнеполитические затруднения, для ликвидации которых Порта рассчитывала использовать соперничество европейских держав и добиться дипломатической поддержки."..."Турецкие документы, связанные с жизнью и деятельностью известного османского государственного деятеля, дипломата и инициатора реформ Танзимата, автора Гюльханейского хатта Мустафы Решида паши, изданные Решадом Кайнаром, 9 содержат важные сведения, касающиеся турецко-египетского конфликта. Среди них немаловажное значение имеет докладная записка министра иностранных дел Турции Мустафы Решида паши, перевод которой здесь публикуется."..."В 1836 – 1837 гг. Порта сделала вторую после 1832 –1833 гг. попытку склонить Англию оказать султану поддержку для возврата Сирии, захваченной Мехмедом Али 13.
Пальмерстон вначале отклонил предложение Порты, но сказал, что надеется видеть Турцию более сильной для отнятия Сирии 14. А через полгода он не только не говорил об опасности нового турецко-египетского вооруженного столкновения, но, напротив, стал уверять Мустафу Решида в непременной победе армии султана, после ее необходимого укрепления, над силами Мехмеда Али и предсказывал в результате этой победы повышение международного престижа Порты 15. Изменение акцентов в высказываниях Пальмерстона можно было расценивать как побуждение к войне и обещание помощи. Такой позиции Англии и добивалась Турция. У Порты появилась надежда на заключение англо-турецкого военного договора против Мехмеда Али. В 1837 г., как отмечает Д. Г. Розен, появился призрак англо-турецкой коалиции 16.
Назначение Мустафы Решида на пост министра иностранных дел подтверждало этот прогноз"..."Мустафа Решид обратил внимание султана на наличие в Европе двух политических группировок великих держав, на отношение их к враждующим сторонам в турецко-египетском конфликте - к Мехмеду Али и султану, а также к алжирской проблеме и попытался предсказать будущее развитие этих отношений.
Документ насыщен фактами, свидетельствующими о взаимном, более всего - англо-русском, соперничестве европейских держав в Османской империи. Мустафа Решид передал слова Пальмерстона, из которых следовало, что Англию в то время очень беспокоило влияние России на султанское правительство, в основе которого лежал Хюнкяр-Искелессийский договор 1833 г. Поэтому Пальмерстон, с одной стороны, пытался внушить недоверие к России из-за возможности ее агрессии в земли Османской империи, с другой - обещал помощь английского флота против России в случае осуществления агрессия, а также помощь в укреплении военных крепостей на Босфоре. [33]
Докладная записка свидетельствует о том, что Мустафа Решид был сторонником английской ориентации и явным противником русской. Турецкий дворцовый этикет или, может быть, еще недостаточно прочное положение нового министра, знавшего к тому же о наличии при дворе влиятельных сторонников России 18 (Среди них сераскер Хосрев паша, капудани дарья (= адмирал) Ахмед Февзи паша, министр внутренних дел Акиф паша), не дали ему возможности высказаться вполне определенно по этому поводу, но его внешнеполитическая позиция в этом документе прослеживается четко. По-видимому, султан Махмуд в этот период еще колебался в вопросе об отношении к России и не был уверен в том, что Англия решительно встанет на его сторону. В докладной записке чувствуется стремление Мустафы Решида склонить султана разделить его убеждения и планы."
***
"МУСТАФА РЕШИД-ПАША (Mustafa Reshid Pasha) (1800–1858), турецкий государственный деятель периода Османской империи, который считается «отцом» османских реформ танзимата. Мустафа Решид пять раз занимал должность премьер-министра при султане Абдул-Меджиде I (правил в 1839–1861) и внес большой вклад в развитие Османской империи. Был послом во Франции (1834–1836) и Англии (1836–1837), занимал пост министра иностранных дел (1837–1838). Именно под его влиянием султан Абдул-Меджид огласил в Гюльхане знаменитый хат-и хумаюн (султанский указ), который положил начало реформам танзимата. В последующие годы Мустафа Решид занимал посты премьер-министра, министра иностранных дел, посла в различных европейских столицах, а также президента многочисленных советов по проведению реформ танзимата." www.krugosvet.ru/enc/istoriya/MUSTAFA_RESHID-PA...
Дулина Н.А. Танзимат и Мустафа Решид-паша. М.: Издательство «Наука», Главная редакция восточной литературы, 1984.
www.orientalstudies.ru/rus/index.php?option=com...
возможно, командующий османским морским флотом (проигравший, судя по сведениям, флоту Мехмеда (Мухаммада) Али), был черкесом. По крайней мере, здесь heku.ru/page.php?id=1516 упоминается об убыхе из рода Быгэ, называвшемся Ахмедом Февзи-пашой в начале 20 века. С чего бы этому турецкому начальнику так называться, в честь кого?
О сераскире Хосреве - "Черкес Хусейн-паша (капудан-командующий флотом) помог возвыситься Хосрев-паше, о котором известно, что он был абадзехом и родился на территории современной Адыгеи" (ссылка на Иззета, турецкого генерала черкесского происхождения, исследовавшего адыгскую историю в середине ХХ века).
www.djeguako.ru/content/view/16/38/

@темы: геноцид, Адрианопольский трактат, Хюнкяр-Искелессийский договор