Из статьи Амурбия Афаунова «О местожительстве и потомках Ш.Б.Ногмова» (2 июня 1960 г.), по изданию «Истории адыхейского народа», Нальчик, «Эльбрус», 1994, 232 стр. С.с. 184-192.
Автор статьи сам хажихаблинец.
«Хажихаблинцы сейчас составляют больше 1% всех кабардинцев. Мы в состоянии написать родословную всех кабардинских хаджихаблинских родов. От основателя аула Хажихабла на карачаево-балкарском языке Хаджи, а на кабардинском – хажи, который был по национальности кумык, происходит кабардинский дворянский род Аджиевых.
Второй огромный кабардинский хажихаблинский род – род Хажногоевых образовался от Хажи-Ногой, по национальности ногаец, который одним из первых переселился к Хажи у горы Бештау. Затем к аулу Хажихабле примкнул карачаевец Машуко, от которого также образовался большой кабардинский хажихаблинский род Машуковых. К этому интернациональному ядру Хажихабле у горы Бештау присоединился абазинец Хуран – родоначальник кабардинского хажихаблинского рода Хурановых. Затем к ним переселяется один из родоначальников рода настоящих Ногмовых по происхождению из абазехов Бекмурза или Шора или оба вместе.
Примерно в 1829 году аул Хажихабла из-под горы Бештау переселился на левый берег реки Малки, где сейчас хутор Прогресс. Годом позже аул Кармово, который был на территории города Пятигорска по ул. Кабардинка, переселяется и присоединяется к аулу Хаджихабла. Затем здесь к ним – Хажихабле и Кармахабле - присоединяется Абзыванхабле (теперешнее сел. Куркужины). Эти три хабле были отдельными частями этого соединённого населенного пункта. Этот объединённый кабардинский аул на этом месте был с 1829 года (приблизительно) по 1852 г. И он административно по-русски именовался аулом Кармовым.
В бытность Хажихабле, Кармхабле и Абзыванхабле на левом берегу реки Малки своих покойников хоронили только на правом берегу реки Малки, на старом кладбище Хажихабле (восточная половина сел. Малки), т.е. на горе возле чайной, стоящей у моста госдороги. На этом кладбище стоит необыкновенно большой каменный памятник, поставленный Абзыванову Исламу, умершему в 1831 г., или в 1250 г. хиджры. На этом кладбище рядом с этим памятником стоит такой же большой другой памятник Абзыванову Галабеку, умершему в 1841 г., или в 1260 г. хиджры.
Весьма интересно, что это кладбище даёт нам возможность установить, что в 1829-1831 гг. кабардинцы ещё хоронили по старому способу своих покойников, т.е., в частности, поверхность могилы вместо холмика вымащивали камнями».
Тут не совсем понятно. После 1831 так больше не хоронили? И, если вымащивание камнями – это «в частности», то какие ещё там были особенности «старого способа»? В любом случае можно предположить, что даты мусульманского календаря «по хиджре» приводятся автором статьи с надмогильных памятников – значит, там это указывалось. Также как и даты российского календаря? И все ли могилы там были «вымощены камнями» или только представителей знати – Абзывановых?
Вообще, статья написана в 1960 году с тем, чтобы противодействовать распространению версии о том, что семья Шоры Ногмова жила в Каменномостском. Амурбий Афаунэ доказывает, что она жила в Хьэжыхьэблэ. В электронном виде можно ознакомиться здесь - www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XVIII/1....
Из книги С.Бейтуганова "Кабарда в фамилиях", Нальчик, "Эльбрус", 1998, с.430:
"Свидетельство о своих заслугах, с надеждой на получение земли в частную собственность, представил и бывший всадник Лабинского иррегулярного эскадрона Селиман Хажнагоев. В нем сказано: "...он, состоя в оном эскадроне, т.е. с 1 декабря 1862 года по 1 марта 1866 года, вел себя честно и к службе усерден, в походах и делах против неприятеля находился в 1863 и 1864 годах, получил следующие награды: за отличие в делах с горцами при движении в отрядах Адагумском и Шебском под начальством Его Императорского Высочества, главнокомандующего Кавказскою Армиею награжден знаком отличия Военного ордена 4 степени под №425-м мусульманский...и крест, установленный за службу на Кавказе...".